Грамота — это более эмоциональная вещь, «мы считаем, что они хорошие», а диплом — «мы ручаемся, что они хорошие», «мы подтверждаем, что они хорошие». Грамота показывает отличие человека или компании от других, а диплом показывает причастность к группе. Диплом о высшем образовании показывает, что человек состоит в сообществе людей с высшим образованием.
Диплом-корочка — это must have. Его не надо вешать на стенке. Если человек ведет автобус, значит, он прошел обучение вождению автобусов, и компания, принявшая его на работу, это проверила. Это обязательный минимум. Но если он окончил еще и курсы экстремального вождения, то этот диплом (который, скорее всего, будет на одном листе) можно повесить на виду, потому что он есть уже не у всех. И компании гордятся этим, вывешивают в офисе, на сайте, точке продаж.
Производитель может дипломировать дилера. Особенно это касается новых, сложных, высокотехнологичных продуктов.
Кейс
Салон красоты. Предполагается, что человек, который стоит в зале с ножницами, окончил парикмахерские курсы как минимум. Этот диплом не интересен широкой публике, его уже проверили при приеме на работу. Мастера регулярно проходят обучение, посещают курсы и образовательные семинары, повышают квалификацию. За каждое такое обучение они получают дипломы, обычно формата А4, которые вешают на стенку. Клиент, попавший к такому мастеру, во-первых, чувствует себя спокойным за свои волосы, потому что он понимает, что попал к профессионалу, во-вторых, чувствует уверенность в результате, потому что попал к человеку, который продолжает совершенствоваться в своей профессии, знает тренды. А еще вывешенный диплом — это способ допродать свои услуги, особенно новые и плохо раскрученные. Человек сидит в парикмахерском кресле, скучает, стены изучает. Тут ему попадается на глаза, что его мастер прошел обучение по «3Д-ламинированию и мелированию ресниц», он начинает спрашивать, что это такое, а дальше в продажу вступает мастер, но уже не с позиции продавца, который хочет навязать свою услугу, а отвечая на вопросы заинтересовавшегося клиента.